RIAN_5474957_1000_d_850

Обязательная маркировка табака и других товаров: как подготовиться?

С марта 2019 года вводится обязательная маркировка табачной продукции. С июля нынешнего года планируется ввести маркировку для обуви, а с декабря — еще для семи товарных групп. Требования, касающиеся маркировки товаров, распространяются на производителей, импортеров, а также оптовых и розничных продавцов. Чтобы выполнить все требования, нужно, во-первых, разобраться в принципах маркировки, и во-вторых, приобрести необходимое оборудование и настроить программы. Наша статья поможет получить общее представление о системе маркировки и о том, как к ней подготовиться.
Зачем нужна маркировка

Маркировка требуется для того, чтобы государство могло отслеживать путь каждого товара от производителя или импортера до конечного потребителя. Предположительно это позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, избавит рынок от контрафактной продукции. Во-вторых, вытеснит с рынка тех, кто укрывает доходы и уклоняется от уплаты налогов. В-третьих, позволит покупателям легко получать полную и правдивую информацию о маркированной продукции.

Маркировка (то есть метка с уникальным цифровым кодом) наносится на товар в процессе производства или при импорте. Далее сведения о товаре с данным кодом на каждом этапе его перемещения в режиме онлайн попадают в специальную информационную систему.

Как только товар продается конечному покупателю, либо списывается из-за порчи или хищения, система получает сведения об изъятии продукции из оборота. Таким образом, контролирующий орган может по уникальному цифровому коду точно установить, у кого сейчас находится та или иная товарная единица. А покупатель, считав код при помощи мобильного приложения, может узнать, от кого поступил товар, и была ли поставка легальной.

Как внедряют маркировку в России

Обязательная маркировка

До 2019 года в обязательном порядке требовалось маркировать только два вида продукции: алкоголь и меховые изделия. Для сбора сведений об алкоголе предназначена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которую курирует Росалкогольрегулирование. Для сведений о меховых изделиях — информационная система «Маркировка», курируемая налоговиками.

В 2019 году маркировка станет обязательной еще для нескольких групп товаров (распоряжение Правительства РФ от 28.04.18 № 792-р; см. табл.). Сведения о них будут поступать в единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». В рамках единой системы «Честный знак» предусмотрены отдельные подсистемы, предназначенные для каждой из групп маркируемой продукции. В частности, для табачной продукции создана Информационная система мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП). Каждая организация, участвующая в обороте продукции (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки.

Оператором «Честного знака» назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Одна из его функций — вести так называемый национальный каталог товаров, где должны храниться данные по всем маркированным категориям товаров. Этот каталог будет интегрирован с информационными системами различных ведомств: Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества, ФНС России и проч.

Покупатели могут скачать мобильное приложение «Честный знак» в App Store и Google Play и пользоваться им для считывания сведений о маркированном товаре.

Добровольная маркировка

Изготовители, импортеры, оптовики и розничные продавцы некоторых групп товаров могут добровольно маркировать свою продукцию еще до того, как маркировка станет для них обязательной. Сегодня такая возможность есть у тех, кто занимается реализацией лекарств, обуви, табачной продукции, духов и туалетной воды, фотокамер, фотовспышек и одежды. Позже такая возможность появится у тех, кто продает шины и молоко. Добровольная маркировка помогает заранее подготовиться к началу обязательного этапа.

Как сведения о маркированном товаре попадают в систему «Честный знак»

Производство и импорт

Сначала производитель или импортер направляет оператору системы «Честный знак» запрос на получение кодов маркировки. Оператор генерирует двумерные DataMatrix коды, которые представляют собой электронный паспорт продукции. В кодах отражена исчерпывающая информация о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода от собственника к собственнику, дата и место продажи и т.д. DataMatrix код состоит из двух частей: кода идентификации (определяет позицию товара в единой системе и в национальном каталоге) и кода проверки (его также называют крипто-хвостом). Подделать DataMatrix код на практике невозможно.

Далее производитель наносит марки с полученными двумерными кодами на упаковку каждого изделия (в случае с табаком — на каждую пачку сигарет). Импортер тоже должен нанести марки. Причем, сделать это надо еще до прибытия товара на таможенную территорию РФ. Если какие-то коды остались неиспользованными, производитель или импортер должен сообщить об этом оператору «Честного знака».

При отгрузке создаются первичные электронные документы (при операциях с табаком — это универсальные передаточные документы или УПД), в которых должны быть отражены двумерные коды DataMatrix, присвоенные товарам. Производитель или импортер подписывает электронную «первичку» усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и передает в систему маркировки (в случае с табаком в систему ИС МОТП).

Поделиться новостью с коллегами
Метки: нет меток

Комментарии:

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *